Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или её частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11), завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной.
Приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1400 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2014 г. Регистрационный № 3120) утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее — Порядок), которым определены формы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11), участники, сроки и продолжительность проведения ГИА-11, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА-11, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА-11, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА-11.Прежние нормативные правовые акты, касающиеся ГИА-11, утрачивают силу.
Согласно принятому документу ГИА-11 является обязательной.
К экзаменам допускаются обучающиеся, имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных.
ГИА-11 проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее — ГЭК) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
ГИА- 11 проводится в следующих формах:
1.ЕГЭ. Выпускники в обязательном порядке сдают математику и русский язык. Другие предметы (литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский и испанский языки), ИКТ, а также родной язык, литература народов РФ на родном языке из числа языков народов РФ) выбираются по усмотрению ученика.
2.Государственный выпускной экзамен (ГВЕ). Он проводится в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для лиц с ограниченными возможностями здоровья (в т. ч. для инвалидов). При этом по желанию экзаменуемых по отдельным предметам может проводиться ЕГЭ.
3. В форме экзамена, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Он проводится для обучающихся, выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе.
Обучающийся до 1 марта должен подать в образовательную организацию, в которой он обучается, заявление с указанием выбранных предметов и формы ГИА-11.
Обучающиеся могут изменить (дополнить) перечень указанных в заявлении экзаменов только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально). В этом случае заявление подается в ГЭК не позднее, чем за месяц до начала соответствующих экзаменов.
Участники ГИА-11 и их родители (законные представители) должны быть проинформированы:
- о сроках и местах подачи заявлений на сдачу ГИА-11, местах регистрации на сдачу ЕГЭ (для выпускников прошлых лет) — до 31 декабря;
- о сроках проведения ГИА-11 — до 1 апреля;
- о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций — до 20 апреля;
- о сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА-11 — до 20 апреля.
Контакты по вопросам ГИА-11:
Школа 8(48731)6-23-19,
Ответственный: Самчева Светлана Викторовна
Адрес электронной почты: school17.uzl@tularegion.org
В управлении образования администрации города Тулы работает телефон «горячей линии» по вопросам проведения государственной итоговой аттестации. Федеральный, региональный и муниципальный телефоны «Горячая линия ЕГЭ»: — телефон «горячей линии» Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ — (495) 984-89-19; — телефон региональной «горячей линии» — ; — телефон муниципальной «горячей линии» — (4872) 52-98-02.
"Горячая линия" Управление по образованию г.Тула (4872) 22-40-41
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ГИА-9 проводится:
в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;
в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования;
в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ), — для обучающихся образовательных организаций, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации (родной язык) и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родная литература) и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.
Контакты по вопросам ГИА-9:
Школа 8(48731)6-23-19,
Ответственный: Самчева Светлана Викторовна
Адрес электронной почты: school17.uzl@tularegion.org
Телефон доверия и телефон «горячей линии», по которому специалисты министерства образования Тульской области готовы ответить на вопросы, связанные с проведением ГИА: (4872) 22-40-41. Телефон доверия Рособрнадзора: +7 (495) 104-68-38 «Горячая линия» Рособрнадзора: +7 (495) 984-89-19.
"Горячая линия" Управление по образованию г.Тула (4872) 22-40-41
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, позволяющие проверить знания школьников по тому или иному предмету.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования ФГОС. Они не являются аналогом государственной итоговой аттестации, а проводятся на региональном или школьном уровне.
Кто участвует?
10 тысяч школ, то есть фактически каждая пятая школа изъявила желание участвовать в проведении ВПР, хотя работы носят добровольный характер. Участвуют все регионы, кроме Дагестана и Ингушетии, так как в этих регионах сейчас каникулы.
9 ноября ВПР пройдет во 2-х классах, 10 ноября напишут 5-е классы.
Как подчеркнул глава Рособрнадзора, «это обычные контрольные работы, а не ЕГЭ».
Что входит в ВПР?
Работа для 2-х классов содержит семь заданий: это контрольное списывание текста и несколько заданий, проверяющих умение различать звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные звуки, делить слова на слоги и правильно распознавать место переноса слов, умение составлять из слов предложение, располагать слова в алфавитном порядке.
Для 5-х классов – это пять заданий: контрольное списывание и задания, которые проверяют знание основных языковых единиц, умение распознавать изученные части речи, делить слова на морфемы, распознавать и графически обозначать главные члены предложения.
Для чего проводятся?
Прежде всего, работы проводятся для самодиагностики школы, чтобы выделить проблемные зоны и организовать работу.
Результаты ВПР могут также использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов ив целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.
ВПР необходимы для того, чтобы иметь четкую информацию о системе школьного образования на всех уровнях, чтобы можно было организовать работу институтов повышения квалификации, и понимать то, как оказывать помощь ученикам.
По словам главы Рособрнадзора, ВПР - это важная система контроля результатов школьников, которая позволит не допускать педагогическую запущенность к 9 классу.
Кто проводит?
Контрольные работы проводятся самими школами, но задания разрабатываются на федеральном уровне, что обеспечивает единство подходов и оценивания.
Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят учащиеся 1-11 классов по всем предметам учебного плана в конце учебного года после изучения всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) за текущий учебный год. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся.
По заявлению родителей:
- сроки проведения промежуточной аттестации могут быть перенесены (при наличии особых обстоятельств);
- учащиеся, обучающиеся на дому, могут быть освобождены.
Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную аттестацию с контрольными испытаниями и промежуточную аттестацию без контрольных испытаний.
В 1-8, 10 классах промежуточная аттестация является основанием для перевода в следующий класс и проводится:
- с контрольными испытаниями по предметам инвариантной части учебного плана;
- без контрольных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по предметам вариативной части учебного плана.
- В 9-х и 11-х классах промежуточная аттестация является основанием для допуска к государственной итоговой аттестации и осуществляется без аттестационных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по всем предметам учебного плана.
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.
Что это вообще такое и кому оно нужно?
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся и приема граждан в образовательные организации (полное название по ссылке) — система, созданная в интересах Рособрнадзора, в которую вузы и ссузы уже 3 года обязаны заносить сведения о ходе приёмной кампании, включая персональные данные всех абитуриентов. А именно, до начала приема туда в определенном формате передаются количество мест, перечни вступительных испытаний, разрешенные льготы, а во время — данные о заявлениях абитуриентов, включая ФИО и реквизиты паспорта, практически в режиме реального времени.
Теоретически надзорное ведомство таким образом проверяет, не нарушается ли где-нибудь утвержденный Министерством Порядок приема. На практике же наказания пока случались только за не-передачу данных в систему.
Взаимодействие образовательных учреждений с ФИС
Все учреждения высшего и среднего профессионального образования обязаны ежедневно передавать в ФИС сведения о ходе приема. Для этого предусмотрен как веб-интерфейс ввода и просмотра данных, так и сервис автоматизированного взаимодействия для пакетной передачи в XML-формате. Теоретически всё красиво, но есть толстые нюансы. Первый — это скорость взаимодействия: в ручном режиме на ввод одного заявления в часы пиковых нагрузок уходит до 20 минут, а в автоматизированном пакеты могут ждать обработки в очереди сутками. Второй — ошибки в работе программного обеспечения, порождающие противоречия в данных. Но обо всём по порядку.
Проектирование модели данных
В предметной области приемной кампании один абитуриент может подать до трех заявлений в вуз. В случае передачи данных в XML различные сущности представляются в виде элементов дерева. Как бы вы решили задачу представления заявлений в XML? Очевидно, заявления привязаны к абитуриенту и логично разместить сведения о личности абитуриента в элементе более высокого уровня, а о поданных им заявлениях — во вложенных элементах. Однако разработчики ФИС поступили наоборот: сведения об абитуриенте повторяются в каждом заявлении и даже могут противоречить друг другу, и тогда в веб-интерфейсе появляется несколько строчек с одинаковыми ФИО, но разными, например, паспортными данными. При этом ссылки из всех таких строк ведут в одну и ту же карточку, в которой отображается только один случайный паспорт из нескольких противоречивых.
Еще из замечательного. Понятно, что в XML производится только обмен данными, а внутреннее представление в системе является всё-таки реляционным и хранится в приличной СУБД. И тогда возникает очень хорошая идея — добавить в протокол обмена первичные ключи сущностей, используемые в системах вузов, являющихся источниками данных. Ведь это должно упростить выявление новых сущностей и обновление старых. Но следует ли исходить из того, что все клиентские системы имеют аналогичную модель данных и реляционная ли она в них вообще? Наверняка вузовским программистам клиентов обмена данными забавно будет столкнуться с необходимостью генерировать уникальный и неизменный идентификатор там, где его отродясь не было, или опытным путем наткнуться на ошибку, при которой идентификатор аттестата и, например, диплома олимпиады не могут совпадать (видимо, в ФИС все документы хранятся в одной таблице, но где это отражено в документации?)
Документация
Грамотная документация при публикации в продакшн системы, с которой должны стыковаться сотни и тысячи разношерстных систем поменьше — залог успеха. Грустно, что разработчики ФИС не смогли решить эту задачу даже за 3 года, хотя некоторый прогресс всё-таки имеется. Опубликованная структура XML в виде PDF-документа и XSD-схемы, безусловно, необходима. Но важно хотя бы проверить, чтобы XSD была, во-первых, валидной, а во-вторых — не конфликтовала с эталонным XML-документом. Иначе сотни сторонних разработчиков будут исправлять корявые regex-ы и досадные length=«50» вместо maxLength=«50» вместо тех, кому это положено.
Кроме того, формального описания протокола обмена категорически недостаточно, ведь в случае сложной структуры данных система будет принимать не любой валидный пакет, а только тот, который удовлетворяет ряду дополнительных проверок на адекватность. Один из примеров с внешними ключами приведен выше.
Ограничения и проверки при взаимодействии с внешними клиентами
Вообще, не перейти тонкую грань между необходимыми проверками и избыточными ограничениями, не пропускающими корректные данные — почти как удержаться на лезвии ножа. И главное здесь — доскональное понимание предметной области перед началом разработки. В частности, разработчики ФИСа в этом году начали резать вполне допустимый в ряде случаев прием заявлений на нулевые квоты. Когда стоит цель сбора информации, лучше разрешить загрузку некорректных на первый взгляд данных для последующего анализа, а отсекать только заведомо неполные.
Ошибки в системе и рекомендации разработчикам сопрягаемых систем
ФИС в частности и, подозреваю, государственные системы вообще — замечательный образец нестабильных «партнеров» для оттачивания навыков взаимодействия с удаленными системами, когда следует проверять абсолютно все. Например, отправлен XML в HTTP-запросе и в ответ ожидается другой XML, но:
1. Может просто оборваться сетевое соединение.
2. Может случиться таймаут и его, кстати, лучше заранее сделать разумным, так как иначе ожидание ответа может растянуться на часы.
3. В ответ может придти не XML вовсе, а что угодно.
4. Может придти XML, не соответствующий заявленной разработчиком схеме.
5. Придет XML, но данные в нем будут противоречивы. Пример — в запросе отправлено 100 объектов для импорта, в ответе ожидается количество успешно импортированных и перечень незагруженных из-за ошибок. На поверку же в ответе оказывается всего 83 объекта, а где искать остальные 17 и какие в итоге вообще загружены — остается загадкой.
Теоретически все описанные ситуации банальны, но далеко не в любой системе все они встречаются регулярно с высокой вероятностью.
Организация подключения к системе и защита ПДн
Для тех, кто дочитал до этого абзаца — самое интересное. ФИС ГИА и приема расположена в закрытой сети Федерального центра тестирования, к которой вузы подключаются через VPN-клиенты ViPNET. Кроме того, за приличные деньги навязывается некое уникальное решение малоизвестной фирмы-монополиста для фильтрации данных на стороне клиента, «чтобы не выкачать из системы с персональными данными миллионов граждан лишнего». Объяснение, почему эта фильтрация должна производиться у каждого клиента, а не единственный раз на серверной стороне, отсутствует. По косвенным признакам данное уникальное решение является всего лишь прокси-сервером, фильтрующим допустимые URL при работе с сервером ФИС.
С 2014 года по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО).
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
Актуальная информация о проекте размещена на сайте НИКО.
В рамках НИКО уже были проведены исследования качества математического образования в 5-7 классах, качества начального образования по русскому языку, математике и окружающему миру в 4 классе, а также в области информационных технологий в 8-9 классах, по истории и обществознанию в 6 и 8 классах, по иностранным языкам в 5 и 8 классах.
Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Организацией Экономического Сотрудничества и Развития OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
Российская Федерация с 90-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
PIAAC – международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с Государственной итоговой аттестацией, Всероссийскими проверочными работами и Национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
Результаты Российской Федерации сопоставимы со средними данными по странам ОЭСР, а в отдельных исследованиях превосходят их. Так, в 2015 году российские четвероклассники и восьмиклассники вошли в семёрку лучших стран в международном мониторинговом исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS) среди почти пятидесяти стран-участниц. А в 2016 году российские четвероклассники заняли первое место в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) среди пятидесяти стран-участниц.
Федеральный институт оценки качества образования при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит международные конференции, посвящённые вопросам современного образования, на которых ведущие международные эксперты делятся опытом в сфере оценки качества образования. В последние годы на конференциях в качестве спикеров выступали Андреас Шляйхер – руководитель Департамента образования и навыков ОЭСР, Аннэ-Берит Кавли – председатель IEA и Дирк Хастедт - исполнительный директор IEA.
В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
Документы не выбраны